10.10.2018

Что важнее всего в работе общественного транспорта? Для пассажира это максимальная безопасность, комфорт, удобство оплаты за проезд и возможность отследить движение автобусов онлайн. Для владельца автобусной компании – это возможность контролировать, насколько соблюдаются график и маршрут движения, нет ли перерасхода топлива.
В обоих случаях не обойтись без GPS-трекеров и соответствующей системы обработки данных. Система GPS-навигации была создана в 1974 году и изначально применялась лишь в военной технике. Сейчас поддержку системы обеспечивают 31 спутник, а месторасположение любого объекта можно определить с точностью до нескольких метров. Это позволяет создавать точные карты транспортных маршрутов.
В Украине отслеживание автобусов на онлайн-карте города впервые было реализовано в 2013 году в Тернополе. На данный момент существует масса приложений, с помощью которых даже жители небольших райцентров могут увидеть все необходимые автобусы онлайн и спланировать поездку.
Во многих городах Украины идёт внедрение платформ, которые свяжут вместе пассажиров, перевозчиков, коммунальные службы и службы оперативного реагирования. Такая система позволит моментально обмениваться информацией и решать возникающие проблемы.

Как автобусы становятся умными. История внедрения IT-технологий в системы общественного транспорта в мире - фото
Безналичная оплата за проезд
Последние годы можно считать настоящим прорывом в системе оплаты общественного транспорта. Всё реже в автобусах можно встретить кондуктора. В большинстве крупных городов реализована возможность оплатить поездку карточкой или с помощью приложения Google Pay.
Но и это не предел. Следующим шагом оптимизации станет оплата через систему распознавания лиц. Это позволит экономить невероятное количество времени – стоит просто зайти в салон, а система сама сделает моментальное фото, сравнит его с базой и спишет с вашего банковского счёта необходимую сумму.
В 2017 году Харьков стал первым украинским городом, который ввёл единый электронный билет для общественного транспорта. Сейчас оплата с помощью Eticket полностью или частично реализована в Киеве, Днепре, Львове, Чернигове, Черновцах.
Одним из городов, вступивших на путь внедрения технологий smart city, стал Николаев. Уже подписан контракт с компанией VISA о внедрении электронного билета. Недавно в мэрии Николаева прошла презентация проекта «Комфортный город Николаев», предложенного компанией АЙТИ ИННОВАЦИИ. Основное внимание программно-аппаратного решения уделено контролю движения транспорта, улучшению комфорта пассажиров, повышению безопасности, оптимизации работы перевозчиков и коммунальных служб города, повышению прозрачности работы транспорта для населения.

Умные остановки
С развитием технологий обычные остановки превращаются из обычной лавочки с навесом в настоящие интерактивные павильоны. Всё чаще в современных остановках можно встретить электронные функции:

  • табло для отсчёта прибытия следующего автобуса или троллейбуса
  • розетку для подзарядки гаджетов
  • бесплатный Wi-Fi
  • кнопку вызова полиции
  • электроподогрев
  • система видеонаблюдения
  • встроенные платёжные терминалы
  • автоматы для продажи напитков

В Украине экспериментальными умными остановками могут похвастаться Киев, Днепр, Львов, Николаев, Черновцы.

Как автобусы становятся умными. История внедрения IT-технологий в системы общественного транспорта в мире - фото
Дороги будущего
Концепция Smart City – это не только внедрение IT-технологий, но и забота об окружающей среде. Интересным примером внедрения «зелёного» транспорта является Сеул. Здесь обычные автобусы на бензиновом двигателе заменили на современные электроаналоги. А чтоб не тратить время на долгую ежедневную подзарядку, оснастили часть дорог города особым покрытием с технологией OLEV (Online Electric Vehicle Technology).
Под покрытием проходят электрокабели, создающие магнитное поле. Каждый раз, когда автобус проезжает по этому участку дороги, специальное устройство на днище корпуса преобразует магнитное поле в электричество, происходит беспроводная подзарядка «на ходу». Данная система включается только тогда, когда по ней проезжает автобус, что позволяет избежать лишних энергозатрат.

Как автобусы становятся умными. История внедрения IT-технологий в системы общественного транспорта в мире - фото
В других городах мира идея электроавтобусов реализована с помощью небольших беспроводных подзарядочных станций по ходу маршрута. В дальнейшем планируется оснастить подобными системами обычные остановки, что позволит совместить зарядку аккумулятора и посадку-высадку пассажиров.